г. Новосибирск, Окт. магистраль, 4

Октябрьская

Споры в сфере транспортно-экспедиционной деятельности и грузоперевозок

Поздняков Дмитрий

руководитель коллегии, юрист 8 (952) 936-95-55

Получить бесплатную консультацию
  • правовой анализ условий договора перевозки и услуг транспортно-экспедиционной деятельности на предмет рисков;
  • взыскание задолженности по основному обязательству;
  • взыскание стоимости утраченного груза (частичная или полная гибель);
  • досудебный порядок, претензионный порядок урегулирования разногласий;
  • возмещение всех судебных издержек и расходов на оплату юридических услуг.
Получить бесплатную консультацию
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ СТОИМОСТЬ

Консультация на сайте, в режиме онлайн

бесплатно

Устная консультация на личной встрече

1000 ₽

Разовый выезд юриста/адвоката

от 5000 ₽

Ведение дела в Арбитражном Суде 1-й инстанции

от 25000 ₽

Представление интересов в апелляции, кассации

от 25000 ₽

Форма договора ТЭД. Экспедиторские документы

В соответствии со статьей 802 Гражданского кодекса РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

В пункте 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности установлено, что экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Читать далее...

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 7 Правил). отсутствие договора транспортной экспедиции в виде единого документа.

В случае отсутствия гражданско-правового договора транспортной экспедиции и перевозки груза, составленного в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами, но при наличии документов, подтверждающих факт оказания соответствующих услуг одной стороной и принятие их другой стороной, позволяют квалифицировать данные отношения как разовую сделку транспортно- экспедиционных услуг, к которым подлежали применению нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Досудебный порядок урегулирования споров

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О транспортно- экспедиционной деятельности» до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии (часть 4 указанной статьи). Части 5 и 6 статьи предусматривают обязанность экспедитора рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении, а также его право принять для рассмотрения претензию и по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана уважительной.

Исключительная подсудность споров с перевозчиком

Частью 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена исключительная подсудность исков к перевозчику, возникающих из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков. Указанные иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика. Исходя из содержания вопроса, в спорных отношениях участвуют такие лица как экспедитор (или несколько экспедиторов) (лицо, обязанное за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза), перевозчик (лицо, которое обязано доставить вверенный ему груз в пункт назначения), собственник груза (лицо, груз которого должен быть перевезен (отправитель груза).

Следовательно, из количества перечисленных субъектов, участвующих в правоотношении, представляется, что между указанными субъектами отношения носят «многоуровневый характер». Клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедиторской компанией, экспедитор, в свою очередь, заключает последующий договор с перевозчиком. При этом лиц, организующих перевозку, может быть несколько. Перевозка в этом случае осуществляется на основании договора, заключенного между экспедитором и перевозчиком.

Таким образом, договор транспортной экспедиции заключается вместо договора перевозки, и экспедитор фактически принимает на себя функции перевозчика. Исходя из изложенного, для применения статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо устанавливать наличие либо отсутствие «многоуровневых» экспедиционных отношений, давать их правовую квалификацию и, в зависимости от этого, решать вопрос о применении правила об исключительной подсудности».

Ответственность за утрату, недостачу, повреждение, гибель или порчу груза

Из нашей практики  арбитражные суды удовлетворяя требования о возмещении ущерба, указывают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

Таким образом, требованиями Закона обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий не совершения подобных действий.

Лицом, ответственным перед клиентом за перевозку и, соответственно, утрату груза, является экспедитор вне зависимости от того, что обязательство по выполнению определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, исполняется третьим лицом. Обязанность доказывания отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязательства по договору транспортной экспедиции в силу закона возложена на экспедитора. Хищение груза не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку экспедитор обязан был принять меры к сохранности груза. Экспедитором не представлено доказательств исполнения им обязательств по перевозке груза и того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Экспедитор должен представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его повреждение произошло вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть.

Образцы документов


Порядок нашей работы

Бесплатная консультация 1. Предварительные рекомендации по телефону или онлайн 1. Консультация по телефону

Встреча в офисе 2. Переговоры в офисе. Изучение документов, оценка перспективы дела 2. Изучение документов, оценка перспективы

Заключаем соглашение 3. Заключаем соглашение об оказании юридической помощи

Работаем по делу 4. Мы работаем исключительно над Вашим делом

Не нашли нужную информацию?

Звоните:    8 (383) 299-20-55

или

Закажите звонок
Задать вопрос и получить консультацию

или

  • Эта консультация будет для Вас бесплатной
  • Полученные сведения охраняются законом
  • Рекомендации юриста, специализирующегося на вашем вопросе

Ответим в течение 30 минут, проверьте почту

^ Наверх